Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области
"Омский промышленно-экономический колледж"
Качество образования, проверенное временем!
Абитуриенту Вступительные испытания

Вступительные испытания

Вступительные испытания на специальность 40.02.02 Правоохранительная деятельность

В соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 23.01.2014 № 36, при приеме на обучение в Колледж по специальности среднего профессионального образования 40.02.02 Правоохранительная деятельность проводятся вступительные испытания.

 

ПРОГРАММА

вступительного испытания

для поступающих на специальность среднего профессионального образования 40.02.02 Правоохранительная деятельность

Психодиагностическое обследование с целью профессионального отбора

В соответствии с основополагающими положениями психологической науки и юридической психологии способность к правоохранительной деятельности определяется по совокупности оценок важнейших свойств личности, а именно:

1) социально-мотивационных качеств (жизненных ориентации, уровня социальной ответственности личности);

2) профессионально-мотивационных качеств (мотивов выбора профессии сотрудника правоохранительных органов и деятельностных ценностных ориентаций);

3) правосознания;

4) морально-психологической подготовленности;

5) деловых качеств (волевых, организаторских);

6) познавательных психологических качеств (мышления, внимания, памяти и др.);

7) психофизиологических качеств.

Специфика правоохранительной деятельности определяет специфику приоритетов при профессионально-психологическом отборе. Правоохранительная деятельность - это социальная деятельность, осуществляемая в режиме права. Специфика ее требований отражена в требованиях социальности, строгой законности, высокой моральности.

Приоритетными для оценки способностей конкретного гражданина к правоохранительной деятельности выступает изучение и оценка его мотивационных качеств, правосознания и морально-психологических особенностей. В этом и находит выражение специфика профессионально-психологического отбора в правоохранительные органы. Негативная оценка таких качеств - безусловное противопоказание для такой деятельности.

Изложенные концептуальные положения относятся к изучению и оценке всех отбираемых в правоохранительные органы, но нужны изучение и оценка специальных способностей при отборе специалистов в конкретные юридические органы, службы, подразделения. При этом отборе должно уделяться внимание оценке степени развития отдельных качеств или их групп, отвечающих особенностям деятельности специалиста.

Психодиагностическому обследованию с целью профессионального психологического отбора подлежат абитуриенты, поступающие по направлению "Правоохранительная деятельность".

Психодиагностическое обследование с целью профессионального психологического отбора проводится психологом.

Обследование отвечает практическим и научным требованиям, которые предъявляются к психодиагностике (применение стандартных психодиагностических тестов, текстов инструкций, стимульных материалов, временных интервалов, способов тестирования и приемов обработки).

Психодиагностическое обследование состоит из 2 этапов:

- первый этап - групповое психологическое обследование с целью получения формализованных данных о психологических особенностях личности с использованием основных психологических методик. Завершается обработкой бланков тестов и формированием пакета первичных материалов по каждому абитуриенту;

- второй этап - в случае расхождения результатов возможно индивидуальное психологическое обследование и собеседование с целью получения уточненной и развернутой психологической характеристики;

При групповом обследовании численность абитуриентов не должна превышать 25-30 человек. При значительном потоке абитуриентов допускается организация психодиагностического обследования двумя параллельными группами.

Индивидуальное психологическое собеседование проводится психологом в отдельном кабинете с использованием пакета первичных материалов и ведением краткого протокола. В ходе собеседования уточняются полученные данные, правильность понимания обследуемым выполненных испытательных заданий, осуществляется отслеживание за двигательными, эмоциональными и поведенческими реакциями.

Протокол завершается одним из следующих выводов о пригодности освидетельствуемого к конкретному виду служебной деятельности с обоснованием:

- "рекомендуется в первую очередь (100 баллов)" (полностью соответствует требованиям к конкретному виду деятельности);

- "рекомендуется (75 баллов)" (в основном соответствует);

- "рекомендуется условно (50 баллов)" (минимально соответствует);

- "не рекомендуется (25 баллов)" (не соответствует).

Выводы с формулировками:

"рекомендуется в первую очередь" - выносится на лиц, в отношении которых специалисты предполагают наличие таких индивидуальных, интеллектуальных, психофизиологических и функциональных качеств, которые обеспечивают адаптацию организма к условиям и характеру предстоящей деятельности даже в экстремальных ситуациях. Предполагается низкая вероятность развития отклоняющегося (ненормального) поведения и соматических (профессиональных) заболеваний. Эффективность и надежность служебной деятельности этих лиц ограничиваются только уровнем и качеством профессиональной подготовленности.

При этом качественные показатели личности должны соответствовать следующим основным параметрам:

- интеллектуальные качества должны способствовать пониманию целей служебной деятельности, ее специфических особенностей, самостоятельности выбора способа решения и прогнозирования развития ситуации;

- способность к самоконтролю и самостоятельной коррекции поведения в соответствии с достигнутым результатом, реакцией окружающих, изменением обстановки и задач как в обычных служебных, так и в экстремальных ситуациях;

- мотивационная направленность соответствует профессионально одобряемой и обеспечивает достаточную адекватность поведения;

- коммуникативные качества должны обеспечивать стиль общения, адекватный специфике конкретной служебной деятельности;

"рекомендуется" - выносится на лиц, в отношении которых предполагается наличие таких индивидуально-характерологических особенностей, которые могут затруднить адаптацию к условиям и характеру предстоящей деятельности, особенно в наиболее ответственных или экстремальных ситуациях. Однако после прохождения периода адаптации эффективность и надежность служебной деятельности этих лиц будет достаточно успешной. Для данной категории лиц наиболее важным моментом предупреждения отклоняющегося поведения или нарушения адаптации является выработка устойчивых профессиональных навыков;

"рекомендуется условно" - выносится на лиц, у которых индивидуально-характерологические особенности, интеллектуальные, психофизиологические и функциональные качества даже при достаточной профессиональной подготовке не позволяют прогнозировать успешность в конкретном виде деятельности.

При высокой мотивации к службе в органах внутренних дел эффективная деятельность таких кандидатов на протяжении длительного периода, как правило, не возможна в связи с быстрым истощением функциональных резервов вследствие постоянного перенапряжения. Как компенсаторные реакции могут наблюдаться диссимуляция либо жалобы на тяжесть службы, плохое самочувствие, настроение. Как декомпенсаторные могут отмечаться злоупотребление алкоголем, межличностные конфликты, аутоагрессия и другие.

"не рекомендуется" - выносится на лиц, имеющих выраженные признаки психической дезадаптации, высокую вероятность развития заболеваний и низкую мотивацию к службе; негативные личностные особенности; асоциальные формы поведения, препятствующие успешному осуществлению служебной деятельности.

Данная категория освидетельствуемых не соответствует требованиям к конкретным видам служебной деятельности, имеет низкий уровень психологических и психофизиологических профессионально значимых качеств, ограниченные адаптационные возможности.

У таких освидетельствуемых могут отмечаться признаки дезадаптации в обычных ситуациях, выявляться пограничные (донозологические) отклонения в состоянии здоровья, в связи с чем их прием на службу в органы внутренних дел нецелесообразен.

Длительность непрерывного психодиагностического обследования не должна превышать двух часов, после чего обследуемым предоставляется перерыв для отдыха продолжительностью не менее 15 минут.

Для проведения психодиагностического обследования используются имеющиеся в психологической науке следующие методики:

- методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной;

- методика диагностики самооценки мотивации одобрения Марлоу - Крауна;

- методика "Толкование пословиц".

По результатам психологического обследование на каждого абитуриента психолог составляет заключение.

Лицензия

thumb_accrediation2

thumb_license2

План работы

DOC / PDF

dnevnik

Ресурсный центр ТЭК

Анонсы событий

  • 1
  • 2